Кого и как исцелял Христос?
Cреди чудес, которые сотворил Иисус Христос, исцеления людей от различных недугов занимают особое место. Уже потому хотя бы, что таких удивительных исцелений в Евангелии описано больше, чем всех остальных чудес. Причина этому вот какая. Иисус мог сотворить любое чудо — свести огонь с неба, переставить с места на место огромную гору, в одно мгновение создать на глазах у изумленных людей прекрасный дворец из белоснежного мрамора. Ведь Он — Бог, а Богу возможно все.
Но Иисус никогда не творил чудес напоказ, чтобы убедить людей в Своей божественности. Он проповедовал Царство Божие словом и делал это так, что послушать его собирались тысячи и без всяких чудес. Однако там, где люди страдали от неизлечимых болезней, Иисус проявлял Свое всемогущество из любви и сострадания к несчастным.
Проповедуя, Он исцелял болезни и всякую немощь в людях. Слух об удивительном целителе быстро разнесся по земле Израиля. Отовсюду приводили к Нему больных, хромых, слепых, прокаженных, приносили людей парализованных, которые лежали без движения уже много лет. Он никому не отказывал в помощи, и все находили у Него утешение.
Евангелие наполнено такими случаями потому, что Иисус совершал исцеления везде, куда бы Он ни пришел.
И каждый раз, кроме возвращения человеку здоровья, в таком чуде был еще и более глубокий смысл: Иисус, исцеляя, давал понять, почему люди болеют вообще и как болезнь связана с грехом. А еще в описании каждого исцеления есть свои обстоятельства и детали: где происходило дело, на улице или в доме, что делали люди в это время, как они реагировали на случившееся. Казалось бы — мелочи. Но вот уже две тысячи лет благодаря этим мелочам люди, читая Евангелие, могут снова и снова соприкоснуться с теми событиями, увидеть в этих исцелениях не возвышенную притчу, а историю обычных людей, в жизни которых случилось необычное событие — чудо. И это не удивительно, ведь им посчастливилось встретить самого Бога. А Богу не нужны таблетки и мази, Он не делает операции и не накладывает гипс, подобно земным врачам. Когда-то Бог сотворил весь мир одним лишь Своим словом. Точно так же, одним лишь словом, Он исцелял самые страшные болезни у людей, которые обращались к Нему за помощью.
О некоторых евангельских историях чудесных исцелений — наш рассказ.
Чудо в Капернауме
Город Капернаум стоит на берегу Галилейского моря. Неудивительно, что на рынке его каждый день продаются свежие рыбины. Тусклым серебром отсвечивает на солнце их чешуя. Торговки время от времени брызгают на рыбу водой и укрывают ее от палящих лучей пучками травы, иначе рыба потеряет товарный вид.
А неподалеку от рынка расположена таможня, через которую идут караваны из Сирии к берегам Средиземного моря. Огромные косматые верблюды терпеливо ждут, пока стражники досмотрят тюки с товаром, навешенные на их бока между горбов. И лишь иногда фыркают и крутят большой головой, когда мухи щекочут им ноздри.
Но вот наступает полдень. Солнце становится совсем жарким. Торговцы на рынке спешат продать товар хотя бы за полцены и уйти домой с выручкой: на таком солнцепеке рыба может быстро испортиться. Караванщики отводят своих верблюдов на постоялый двор, где можно полежать в тени, чтобы набраться сил перед дальним переходом. В это время суток улицы Капернаума пустеют. Все живое прячется от жары.
Но в этот день на одной из улиц города почему-то переполох. Люди поодиночке и небольшими компаниями сходятся к ничем не примечательному дому, где уже собралась большая шумная толпа. Говорят, сегодня здесь остановился странствующий учитель закона, проповедник и целитель по имени Иисус, способный вылечить самые тяжелые болезни. И люди со всего города спешат увидеть этого удивительного Человека, услышать Его слова, а если повезет — то и получить исцеление. Ведь почти у каждого найдется какая-нибудь болезнь. А еще прошел слух, что в числе Его учеников — местные рыбаки Андрей и Петр, Иоанн и Иаков. Вот удача! Быть может, удастся попросить кого-то из них, чтобы провели к Иисусу без очереди. Но увы… Перед входом в дом уже толпится столько народу, что нет надежды даже подойти к воротам, а не то что войти внутрь.
Вдруг раздаются какие-то крики, люди возмущенно оборачиваются, не понимая, что происходит. И видят, как четверо мужчин с носилками раздвигают толпу, где-то просьбами подвинуться, а где-то просто мощным толчком плеча. На носилках лежит изможденный человек с полуприкрытыми глазами. Народ сердится: и так яблоку негде упасть, а тут еще калеку какого-то принесли! Мужчины никак не отвечают на ругань и смиренно объясняют, что этот несчастный — их лучший друг. Он уже много лет лежит без движения, хотя все видит, слышит и понимает. Ни один врач не смог ему помочь. Так может, хотя бы этот Учитель исцелит беднягу?
Толпа, недовольно ворча, раздвигается и дает место, чтобы эти четверо смогли пронести своего друга к дому. Все равно они не смогут пройти внутрь: узкий вход от самых дверей набит людьми так, что даже руку невозможно протиснуть между желающими получить исцеление.
А внутри в доме прохлада и тишина. Никто не смеет даже случайным вздохом перебить Учителя.
Вдруг откуда-то сверху раздается странный шум. Люди недоуменно поднимают головы, отряхивая с себя известковую пыль, сыплющуюся с побеленного потолка. Один лишь Учитель, склонив голову, молчит, как будто знает наперед, что должно сейчас произойти. А происходит немыслимое. По потолку идут трещины, из него вынимается сначала одна доска, потом другая. Солнечный луч врывается в комнату сквозь разобранную кровлю. Люди зажмуривают глаза от яркого света. И вот через отверстие в потолке на веревках опускаются носилки с больным, которого только что видели возле дома. Это его друзья вскарабкались на кровлю и разобрали потолок. Неслыханная наглость! Ведь здесь собрались лучшие люди Капернаума — почтенные книжники и фарисеи. Теперь уже и внутри дома раздаются возмущенные крики: «Да что же это такое? Как они смеют! Немедленно вышвырнуть их вон!»
Но тут Учитель поднимается со Своего места и говорит больному:
— Прощаются тебе грехи твои.
Все затихли на мгновение. Книжники и фарисеи начали тихонько рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Но Учитель, зная о чем они говорят между собой, говорит им в ответ:
— Что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — произнес Христос и обратился к больному: — тебе говорю: встань, и иди в дом твой.
И больной тотчас встал, взял подстилку, на которой провел столько лет без движения, и отправился домой, во весь голос произнося молитвы благодарности Богу. Ужас объял всех, видевшие чудо люди тоже славили Бога и говорили: чудные дела видели мы ныне.
Только четверо друзей исцеленного растерянно стояли перед Учителем и никак не могли найти слов благодарности. А Он молча смотрел на них. И от этого взгляда в душе каждого из четырех разгорался свет какой-то еще неизвестной им новой радости.
Прозрение слепого
Болеть всегда неприятно. Даже если у тебя обычная ангина или грипп, несколько дней приходится лежать в постели с высокой температурой. Но такие болезни рано или поздно заканчиваются, и снова можно бегать по улице, играть с друзьями и радоваться жизни. Намного страшнее, когда болезнь неизлечимая. Например, когда человек теряет зрение. Совсем недавно он, как и все, видел мир вокруг себя, любовался цветением деревьев и закатными красками неба, мог рисовать, читать книги. И вдруг ослеп. Весь огромный мир для него провалился в сплошную черноту, как будто ему завязали глаза или оставили в темной комнате. Казалось бы, что может быть страшнее такой потери, когда болезнь отнимает у тебя всю красоту и многообразие окружающей жизни?
Но бывает и так, что человек не просто теряет зрение, а рождается слепым. С самого момента своего появления на свет он не видит ничего и может составить себе представление о мире вокруг только по слуху и на ощупь, прикасаясь к предметам руками. Еще он слышит запахи и ощущает вкус. Может понюхать цветок, но не будет знать, как он выглядит. Может попробовать вкусное яблоко, но никогда не узнает, было ли оно зеленым, красным или желтым с розовыми крапинками.
Вот такой бедняга, слепой от рождения, сидел на одной из узких улиц Иерусалима неподалеку от храма. Это был уже взрослый мужчина. Он еще в детстве научился ходить самостоятельно, ощупывая длинной тросточкой дорогу перед собой. Но какую работу может делать слепой человек? Чтобы не быть обузой престарелым родителям, слепой каждый день приходил на эту улицу и просил у людей милостыню. В ту пору был у иудеев большой праздник. Улицы города были полны приезжих — со всех концов земли Израиля пришли в Иерусалим люди. И конечно же, они щедро подавали милостыню нищим, ведь это угодно Богу. Слепой от рождения тоже рассчитывал, что сможет собрать больше подаяния, чем обычно. Но даже представить себе не мог, какая милостыня ожидает его в эти праздничные дни.
В этот раз праздник был в Иерусалиме не таким, как всегда. Из далекой Галилеи в город пришел проповедник по имени Иисус, называвший себя Сыном Бога. Среди народа о Нем ходили удивительные слухи — будто бы Он настоящий пророк и может исцелить любую болезнь. Он учил народ в храме, и слова Его были совсем не похожи на обычную проповедь священников и раввинов. Так, Иисус говорил, что больных людей можно исцелять и в субботу — священный для иудеев день, когда по закону запрещалось делать любую работу.
У ревнителей закона эти Его слова вызывали бурю возмущения, несколько раз они прямо в храме пытались схватить Иисуса и убить. Но даже его враги с восхищением признавали: «Никогда еще никто не говорил так, как этот человек!»
Так случилось, что после проповеди в храме Иисус в окружении учеников шел как раз по той улице, где просил милостыню слепорожденный мужчина. Он, конечно, не мог увидеть Иисуса. Но Иисус Сам остановился возле него. Ученики решили, что их учитель хочет сказать им очередную проповедь. И, словно напрашивающиеся на похвалу отличники в школе, стали задавать «умные» вопросы:
— Учитель, кто согрешил, он сам или его родители, что он родился слепым?
Но Иисус не спешил с ответом. Он смотрел на слепого и словно бы видел в нем весь человеческий род, отпавший от Бога после грехопадения Адама. Ведь слепота телесная — это лишь прообраз слепоты духовной, когда человек живет, не зная Бога, не ищет Его воли, не ведает радости общения со своим Творцом. И таковы были все люди вокруг…
Наконец Иисус начал говорить. Но сказал Он совсем не то, что ожидали услышать ученики:
— Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. И эти дела буду делать Я, потому что для этого и послал Меня Бог в мир. Я — свет миру.
Сказав это, Он плюнул на землю, смешал слюну с дорожной пылью, помазал ею глаза слепому, и сказал ему:
— Пойди, умойся в купальне Силоам.
Так в Иерусалиме назывался большой бассейн, вода которого, как считали в народе, обладала целительной силой. Слепой послушно встал, взял свою тросточку и отправился к купели. Он и раньше бывал у этого бассейна и хорошо знал дорогу. Правда, тогда и в мыслях у него не было, что омовение может вернуть ему зрение, которого не было у него с рождения. Но про Иисуса в народе говорили такие удивительные вещи, что у слепого появилась надежда — вдруг и его недуг сможет исцелить этот галилейский учитель. Мокрая пыль на закрытых веках слепого уже высохла на солнце, поэтому он слегка поднимал голову вверх, чтобы она не осыпалась на землю раньше, чем он доберется до купели, — так ему хотелось в точности исполнить слова Иисуса.
Но вот наконец и Силоам. Слепой нащупал тросточкой невысокий мраморный бортик бассейна, присел на него. Застыл на мгновение, потому что ему было очень страшно: а вдруг ничего не получится? Но тут же преодолел страх, наклонился и стал умывать лицо. Когда он поднялся, капли воды дрожали на его ресницах. А вокруг него был залитый солнечным светом мир. Куда-то спешили по своим делам люди, ослики везли на рынок поклажу в цветастых тюках. Прожилки на белом мраморе колонн вокруг Силоамской купели темнели благородной синевой. Под ногами желтела пожухшая трава, неподалеку стояли стройные зеленые кипарисы. Это было первое, что мужчина, рожденный слепым, увидел в своей жизни. Ему предстояло увидеть еще многое — лица своих родителей, цветущие сады на склоне Елеонской горы, ночное небо, усыпанное звездами… Но больше всего в этот час ему хотелось увидеть Того, Кто открыл ему весь этот мир. И который сказал о Себе такие удивительные слова: «Я есть свет миру».
Исцеление стражника
Самое последнее исцеление в своей земной жизни Иисус совершил при необычных обстоятельствах. Раньше Он помогал людям, которых видел на собрании верующих в синагоге — именно поэтому его ругали ревнители иудейского закона: ведь собрания проходили в субботу, а в этот день нельзя было делать никакой работы. Иногда страждущие подходили к нему с просьбой об исцелении на пути, когда Он шел по городским улицам или по пыльным дорогам Израиля из селения в селение. А бывало и так, что Он Сам подходил к больным людям, приходил к ним в дом и возвращал утраченное здоровье. Но последнее исцеление было другим.
Приближался час, ради которого Иисус пришел на землю. Во тьме Гефсиманского сада уже шла толпа вооруженных людей с фонарями, чтобы схватить Сына Божьего и отвести на беззаконное судилище к тем, кто давно желал Ему смерти. Вот они уже приблизились к месту ночлега Иисуса и учеников. Вот предатель Иуда уже поцеловал Учителя, и стражники окружили Его полукольцом. Но тут самый горячий из учеников, Петр, вдруг бросается вперед, отталкивает стражника, который уже протянул руку к Иисусу, и выхватывает меч. Острая сталь клинка сверкает в тусклом свете фонарей стражи. Один удар — и отрубленное ухо стражника падает на траву. Рядом с Петром встают остальные ученики, еще один меч вынимается из ножен. Стражники не ожидали такого отпора. Увидев, что ученики готовы насмерть биться, защищая любимого Учителя, они замерли. Еще мгновение — и среди оливковых деревьев Гефсиманского сада начнется кровавый бой, в котором погибнут и будут искалечены многие с той и с другой стороны. Но тут Иисус поворачивается к ученикам и обращается к Петру, держащему в руках окровавленное оружие:
— Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он пришлет тысячи Ангелов, чтобы защитить Меня?
И обернувшись назад, к пришедшим за Ним, говорит:
— Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня. Хотя Я каждый день сидел с вами, уча в храме, и вы не брали Меня…
После чего наклонился, поднял с травы отрубленное ухо, подошел к скорчившемуся от боли стражнику и осторожно приложил ухо на место. А когда отнял руку, все с изумлением увидели, что рана стражника больше не кровоточит, а ухо как будто и не было только что отрублено.
Последним Иисус исцелил человека, который пришел схватить Его и отдать на мучительную смерть.
Мы так привыкли сегодня к слову «исцелить», что редко кто помнит его изначальный смысл. А ведь означает оно — восстановить целое, вернуть человека к его первоначальному состоянию, каким его задумал Бог.
И когда Иисус давал больным людям способность ходить, видеть, слышать, когда приживил стражнику отрубленное ухо, Он именно этим и занимался — делал людей целыми, возвращая им потерянные части и способности. Но главным делом Сына Божьего было не просто исцеление телесных немощей. Самой страшной болезнью всего человечества после грехопадения стала утрата связи человека со своим Творцом. Вот эту болезнь и пришел исцелить Иисус, спустившись с Небес к людям и став одним из нас. Цена этого исцеления была высока: Иисусу пришлось умереть на кресте за грехи всех людей, когда-либо живших на земле. Но смерть не имела над Ним власти — Иисус воскрес на третий день после Своей смерти. И теперь каждому, кто готов поверить в Него и жить по Его заповедям, Он дает не только выздоровление от болезней, но и твердую надежду на воскресение после смерти: «…всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек».
© Foma.ru
Иллюстрации Галины Воронецкой
Молитва Иисусу Христу об исцелении
Влады́ко, Вседержи́телю, Святы́й Царю́, наказу́яй и не умерщвля́яй, утвержда́яй низпа́дающия и возводя́й низве́рженныя, теле́сныя челове́ков ско́рби исправля́яй, мо́лимся Тебе́, Бо́же наш, раба́ Твоего́ (и́мя) немощству́юща посети́ ми́лостию Твое́ю, прости́ ему́ вся́кое согреше́ние во́льное и нево́льное. Ей, Го́споди, враче́бную Твою́ си́лу с Небесе́ низпосли́, прикосни́ся телеси́, угаси́ огне́вицу, укроти́ стра́сть и вся́кую не́мощь тая́щуюся, бу́ди врач раба́ Твоего́ (и́мя), воздви́гни его́ от одра́ боле́зненнаго и от ло́жа озлобле́ния це́ла и всесоверше́нна, да́руй его́ Це́ркви Твое́й благоугожда́юща и творя́ща во́лю Твою́. Твое́ бо есть, е́же ми́ловати и спаса́ти ны, Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
4659 |
Александр Ткаченко |
Предыдущая статья | Следующая статья |
Смотрите также |
Кто она, матушка Матрона?
Святой великомученик и целитель Пантелеимон